Пономаревы. Грань истории Режевской земли / Н. Медведева, М. Елькин // Веси. – Екатеринбург, 2015. – № 9. – С. 42-48.

Пономарёвы. Грань истории режевской земли

 Урал… Не слишком долгая у него русская история… Что в масштабах грандиозной реки времени значит 400 лет? Немного. Но в измерении конкретной человеческой жизни – это большой срок. Как они выглядели, первые русские люди на Урале? В лаптях или смазных сапогах, холщовых портах и рубахах, с окладистыми бородами… Наши предки, которые, придя на в эти земли, закрепились здесь, трудясь на благо не только себя, но и государства Российского…

002

Невьянский Богоявленский мужской монастырь.

В далёком от нас 1621 году в глухой уральской тайге в 13 верстах от Невьянской слободы (ныне село Невьянское Алапаевского района) на берегу реки Нейвы (по-старому Невьи) по указанию Тобольского и Сибирского архиепископа Киприяна был заложен Невьянский Богоявленский мужской монастырь. Русские монахи не только усердно молились Богу, но и исправно работали на благо России. Через 5 лет в обители уже стала действовать первая церковь. Монастырь строился руками крестьян, пришедших на Урал из обжитых мест России. Многие из них были «казанскими переведенцами», т.е. переселившимися из Казанского уезда. Академик Иоганн Георг Гмелин в 1752 году в своей книге «Путешествие в Сибирь» так описывает Невьянский монастырь через 130 лет его существования: «В нём две церкви, одна посвящена Явлению Христа с приделом в честь святых Симеона и Савватея Соловецких. Другая посвящена Великомученице Екатерине. Вокруг монастырских построек возведена квадратная стена из стоячих брёвен. Около него располагается примерно 40-50 дворов. Часть из них для священнослужителей, часть для монастырских крестьян».

Среди крестьян, поселившихся в Невьянском монастыре по его основании, был Гаврило Евфимиев, рождённый около 1598 года. Впервые переписи показывают его появление в монастыре в 1627 году. Он явился основателем большого рода Пономарёвых. К настоящему времени установлено около 3,5 тысяч его прямых потомков по мужской линии, живущих на Урале и не только... Большая часть их расселилась в Артёмовском районе Свердловской области – сёлах Покровское, Большое Трифоново, деревнях Малое Трифоново, Камыш, Кислянская. Многие переехали в города Артёмовский и Реж.

004

Династия на 90-летнем юбилее Петра Михайловича Пономарёва (сидит в центре).

Город Реж гордится славной династией металлургов Пономарёвых с никелевого завода. Её основали три брата из села Покровского – Пётр, Фёдор и Константин Михайловичи Пономарёвы. Большой дружной семьёй они жили в родном селе. Трудились, не покладая рук и были раскулачены за то, что имели маслобойку. Крестьян, у которых девять поколений предков жили и работали на покровской земле, выселили из родного села, отобрав всё. Но честные и безленостные люди найдут себе применение при любых обстоятельствах. В конце 1930-х годов братья переселяются в Реж, устраиваются работать на недавно открытый никелевый завод. Фёдор и Константин работали на Покровском руднике. В плавильном цехе работал на совершенно мирной должности бухгалтера Пётр Михайлович Пономарёв. А за плечами – суровая Великая Отечественная и завоёванный на ней при форсировании реки Одер орден солдатской Славы. Его сыновья, дочери, внуки и правнуки связали свою жизнь с никелевым заводом. Общий стаж династии на этом предприятии составляет более 400 лет.

В артёмовской «Книге памяти» погибших в самой страшной войне ХХ века значатся 82 человека с этой фамилией. Среди них – девушка-доброволец из села Покровского Евдокия Лукьяновна Пономарёва. Храбро воевал разведчик, кавалер двух орденов Славы Семён Дмитриевич Пономарёв.

Механизатор Петр Фёдорович Пономарёв стал Почетным гражданином села Покровского. Фёдор Кузьмич Пономарёв – подполковник Советской Армии. Его сын Вениамин Фёдорович – профессор Калининградского государственного технического университета, Заслуженный работник высшей школы. Внук Дмитрий Вениаминович Пономарёв – кандидат наук, работает в банковском деле, живёт в Калининграде.

Но наш рассказ пойдёт преимущественно о церковнослужителях из рода Пономарёвых. Их, выбравших эту стезю, насчитывается более пяти десятков человек. Потомки Гаврилы Евфимиева служили в церквях Покровского, Арамашевского, Коптеловского, Шогришского, Шмаковского, Петропавловского, Скородумского, Белоярского, Мезенского, Белослудского, Крутихинского, Обуховского, Баженовского, Стриганского, Зотинского, Лялинского, Краснослободского сёл, Талицкого, Алапаевского, Нижнетагильского, Верхнетагильского, Серебрянского, Висимо-Шайтанского, Нижнесалдинского, Павдинского, Сусанского, Кыштымского, Берёзовского, Каменского заводов, городов Красноуфимска, Чердыни, Екатеринбурга. Сколько за каждым из этих названий… Освоение земель первыми русскими землепашцами, создание промышленной мощи России в эпоху Петра I, противостояние врагу «опорного края державы» своим оружием и жизнями сынов и дочерей во всех малых и больших войнах XVIII-XXI столетий… Везде ли блистают маковки церквей – свидетелей великого прошлого? Как хранишь ты, Урал, память свою православную?... Без неё русской истории быть не может…

Жили церковнослужители Пономарёвы и на режевской земле, но всё по порядку…

В 1645 году Гаврило Евфимиев стал вкладчиком монастыря, т.е. внёс в его казну средства, оплачивающие поминания после смерти. А в 1668 году он записан как пономарь – работник в церкви, помогающий при богослужении. Тогда в дополнение к имени и отчеству у его потомков и возникает фамилия «Пономарёв».

У Гаврилы Евфимиева было шесть сыновей. Старший сын, дьячок Богоявленского монастыря, Яков погиб во время опустошительного башкирского набега 1663 года, когда была сожжена монастырская церковь, кельи и житницы с хлебом, уведены в полон «тринадцать душ женского и девья полу». Ещё два сына Гаврилы Евфимиева – Гаврило и Григорий становятся священниками.

К этому времени расселение русских в бассейнах рек Нейва и Реж расширилось. В 1659 году на берегу Режа была основана первая деревня теперешнего Режевского района – Глинки, именуемая сейчас селом Глинским. И хотя она находилась территориально довольно далеко от Невьянской слободы, тем не менее, административно подчинялась именно ей. Исследователь Ю.В. Коновалов объясняет этот факт тем, что в окрестностях Глинок был разведан камень для изготовления мельничных жерновов. Это было ближайшее от Невьянской слободы месторождение. Поэтому деревня была основана именно по этой причине, и первыми её поселенцами стали «жерноковые», т. е. изготовители мельничных жерновов Колугины.

Долгое время считалось, что церковь в погосте Глинском, который к 1671 году перешел в подчинение Арамашевской слободы, была основана в 1727 году. Эти сведения содержатся в справочнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года. Но исследования Ю.В. Коновалова доказывают основание глинской Николаевской церкви не позднее 1693 года [ГАСО Ф.24 Оп.2 Д.1436]. «Лета 1700 марта в 14 день … в Арамашеву слободу прикащику Григорью Загурскому. В нынешнем 1700-м году били челом … Арамашевской слободы Глинского погоста Николаевской церкви поп Леонтей с крылашаны, у той церкви лет с шесть и болши …».

В Глинскую церковь приезжает на должность дьячка Григорий Гаврилов Пономарёв, который до этого служил в Богоявленском монастыре. Переписная книга Верхотурского уезда 1710 года уже содержит сведения об этом. Его внук Иван Артемьев Пономарёв известен как дьячок этой же Николаевской церкви Глинского погоста в 1721 году, уволен из-за глазной болезни. Сын Ивана Ефим в 1729 году в церкви заменяет на должности дьячка своего отца, а позже становится священником.

Сын Ефима Михаил, женившийся на дочери священника этой же Николаевской церкви Глинской слободы Андрея Петрова Белоусова Марии, в 1769 году известен уже как дьячок Петропавловской церкви села Черемисского. С этого времени одна из ветвей рода Пономарёвых обосновывается в Черемисском, где в дальнейшем три сына Михаила Ефимовича Илья, Логин и Гавриил служат на должностях дьячков, пономарей и дьяконов. В свою очередь сын Ильи Даниил продолжает служить в этом же черемисском храме. А Гавриил Гавриилович Пономарёв, обучавшийся в Пермской духовной семинарии, стал диаконом Рождество-Богородицкой церкви села Шмаковского Ирбитского уезда. В 1764 году Невьянский монастырь упраздняется. Монахи из него переселяются в Абалакскую обитель под Тобольском. Но люди, имевшие здесь глубокие родовые корни, продолжали создавать историю этих земель.

В истории православной церкви Урала известен Никанор Николаевич Пономарёв (правнук пономаря Черемисской церкви Гавриила Михайловича Пономарёва). В 1885 году он окончил Пермскую духовную семинарию, а в 1889 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Камышловском духовном училище. В сентябре 1893 года рукоположен в сан священника Троицкой (Слудской) церкви города Перми.

История русской православной церкви начала ХХ века знает такое явление как обновленческий раскол, в ходе которого священничество разделилось в своих взаимоотношениях с новой государственной советской властью. Кто-то выбрал для себя невозможность сотрудничества с новыми властями России, кто-то пытался найти компромисс с ними. Отец Никанор (Пономарёв) выбрал для себя второй путь. С 1922 года он находился в обновленческом расколе. В декабре этого же года он становится епископом Екатеринбургским и Ирбитским, с февраля 1924 – епископом Ирбитским и Туринским. Позже возведён в сан архиепископа. Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом. Награждён правом ношения креста на клобуке. Скончался 24 ноября 1932 года и похоронен справа от алтаря Троицкой кладбищенской церкви города Ирбита, которая была в то время кафедральным собором ирбитских обновленческих архиереев.

Ещё одна ветвь глинских церковнослужителей Пономарёвых дала российской истории ярких личностей. Конон Григорьев Пономарёв, 2-й священник Николаевской церкви села Глинского был женат на дочери крестьянина этого же села Прасковье Ананьевне Поповой. Их дочь Елизавета Кононовна вышла замуж на дьякона Христорождественской церкви села Липовского Семёна Митрофановича Чернавина, который в 1829 году стал священником в селе Черемисское. Потомки этой супружеской пары составили многочисленную плеяду священнослужителей и педагогов Чернавиных.

Матвей Кононович, Антиох и Степан Матвеевичи Пономарёвы составили династию священнослужителей села Глинского и Режевского завода в XIX столетии. Антиох Матвеевич Пономарёв – первый православный священник Режа. В 1830 году на Орловой горе взамен часовни была открыта деревянная Иоанно-Предтеченская церковь. Первым и на многие годы единственным её священником стал Антиох Матвеевич Пономарёв. Он ходатайствовал о ремонте деревянной Иоанно-Предтеченской церкви на Орловой горе в 1835 году перед заводским начальством. Известно, что в 1840 году он был восприемником при крещении Прокопия Ивановича Лукина, отца героя Гражданской войны Лазаря Прокопьевича Лукина.

Весной 1837 года будущий царь Александр II, тогда ещё цесаревич великий князь Александр Николаевич, совершил длительное путешествие по стране, охватывающее 29 губерний, которое позже было названо В.А. Жуковским «всенародным обручением с Россией». Был он и на Урале. Режевским раскольникам удалось передать ему прошение с просьбой позволить служить в их часовне беглым старообрядческим священникам. В ответ на просьбу Режевской завод от имени великого князя посетил камергер Валерий Валерьевич Скрипицын. Антиох Матвеевич Пономарёв был приглашён на встречу с царским посланником. Она произошла в «круглой комнате» на втором этаже «господского дома», где ныне располагается минералогический музей. Камергер попросил благословения у режевского священника. Описание встречи В.В. Скрипицына со старообрядцами – довольно интересный рассказ, который выдаёт в отце Антиохе незаурядные литературные способности. Он был опубликован спустя 70 лет в Екатеринбургских епархиальных ведомостях.

Владыка Иона, инспектируя церкви и духовенство Екатеринбургского уезда в 1855 году, положительно отозвался об отце Антиохе: «Священствует 24 года беспорочно, … но никакою наградою за службу свою усердную не отличен». В 1842 году он стал духовником (т.е. ему исповедовались) для церковно- и священнослужителей 7 приходов округи Режевского завода. Это говорит о высоком авторитете батюшки.

В 1860 году в Режевском заводе открывается новый каменный Богоявленский храм. Наверное, есть в этом событии и заслуга отца Антиоха. Метрические книги начала 1860-х годов не содержат никаких других священнических имён. Он по-прежнему оставался единственным православным режевским батюшкой.

Скончался А.М. Пономарёв в 1868 году, похоронен на приходском кладбище на Орловой горе. Время стёрло могильный холмик первого режевского священника. Но память вечна…

Младший брат Антиоха Матвеевича Филарет Пономарёв связан с селом Глинским только рождением. Жизнь его прошла в служении Богу в храмах Верхнетагильского завода, затем города Чердыни. Он был благочинным в двух церковных округах и награждён за свою службу в 1862 году золотым наперстным крестом, а в 1864 году Высочайше сопричислен к ордену Святой Анны 3 степени. Память о нём жива в приходе села Воскресенское теперешнего Каслинского района Челябинской области, где он служил до 1873 года.

Правнук Конона Пономарёва Варсонофий Степанович, родившийся в 1857 году в селе Глинское, в 1873 году окончил Екатеринбургское духовное училище. Был учителем в уральских сёлах Нижнесинячихинском, Чубаровском, Скородумском. В 1889 году за труды по народному образованию получил признательность и архипастырское благословение. Далее служил в сельских храмах священником. В 1916 году назначен смотрителем зданий и экономом Екатеринбургского епархиального женского училища. Известно, что его дочь Мария Варсонофьевна Словцова в 1915 году жила в Глинском, её муж служил диаконом в Николаевском храме.

Судьба Николая Варсонофьевича была очень непростой. Он родился в 1888 году, в 1904 году окончил Екатеринбургское духовное училище, в 1911 году – Пермскую духовную семинарию. Став священником, он два года по разрешению епархиальных властей учится на медицинском факультете Пермского университета. После революции, эвакуировавшись с белыми, отец Николай с семьёй оказывается в Маньчжурии, в Харбине. Долгое время он жил в Китае, занимаясь преподаванием и служа в русских православных храмах, а в 1953 году, во вторую волну репатриации русских, инициированную СССР, переезжает в Соединённые Штаты Америки. В штатах Флорида и Калифорния он продолжает преподавательскую деятельность и служит в церквях. Открыл госпиталь и дом престарелых в пригороде Сан-Франциско. Николай Варсонофьевич Пономарёв ушел из жизни в возрасте 97 лет в 1985 году и похоронен на Сербском кладбище Сан-Франциско. На надгробном памятнике написано: «Вечная память дорогому и любимому папе, дедушке и прадедушке, долголетнему проповеднику веры православной». Это значит, что род Пономарёвых в этой стране не угас и продолжается потомками… Известно, что дочь его Ангелина Николаевна жила сначала в Японии, в Токио. Затем с мужем Владимиром Ивановичем Сторожевым переехала в США. В.И. Сторожев, талантливый лингвист, для которого родным был русский язык, с 1946 года служил переводчиком в секретариате ООН с английского на китайский и японский. Вторая дочь Милица Николаевна тоже носила фамилию Сторожева. Она вышла замуж за брата Владимира Ивановича, Серафима Ивановича Сторожева. Супруги тоже жили в США.


006

008

Николай Варсонофьевич Пономарёв. Фото из личного дела по делам российских эмигрантов в Маньчжу-Ди-Го. 1935 год.

Аристарх Рафаилович Пономарёв. Фото из личного дела по делам российских эмигрантов в Маньчжу-Ди-Го. 1935 год.

010

2-й Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей. Среди делегатов – А.Р. и Н.В. Пономарёвы. Сремские Карловицы (Югославия). 1938 год.

Ещё один выдающийся представитель рода Пономарёвых – Аристарх Рафаилович, тоже потомок дьякона Глинской церкви Григория Ивановича Пономарёва. Он окончил Пермскую духовную семинарию в 1904 году, обучался на медицинском факультете Томского университета. С 1906 года – священник. Уже в феврале 1908 года становится благочинным II-го округа Ирбитского уезда. Аристарх Пономарёв был всесторонне одарённым человеком. Он известен как автор статей по православию, стихов, награждён за церковнопевческий труд в Архиерейском хоре. Он окормлял кочующих вогул (манси) в походной церкви Верхотурского уезда. С началом I мировой войны отец Аристарх становится священником при штабе Владивостокской крепости. В 1920 году возведён в сан протоиерея. В 1922 одним из последних эшелонов отец Аристарх Пономарёв с семьёй уезжает в эмиграцию в Харбин. Жизнь не заканчивается с изменениями на родине. Эмиграция не сломила дух талантливого священника. Он учится, оканчивает юридический факультет Харбинского Свято-Владимирского института, а позже богословский факультет этого же института со степенью кандидата богословия, становится там же доцентом, затем ректором Харбинской семинарии.

С окончанием II мировой войны в Китае всё меняется. К власти приходят коммунисты. Непросто приходится в тот момент русским, которые были приверженцами монархизма. Аристарх Пономарёв эмигрировал во Францию. Служил в местечке Шалифер. В 1967 году его не стало. Похоронен митрофорный протоиерей А.Р. Пономарёв в пригороде Парижа Ганьи.

Так уж устроена генеалогия, что жалует она больше мужчин. Женщина склонна к перемене фамилии. Но в нашем случае мы воздадим должное и потомкам Пономарёвых по женской линии. Правнучка дьякона глинской церкви Григория Ивановича Пономарёва Анна Степановна, относящаяся к девятому поколению священнослужителей, родившаяся в 1830 году в Шогринской слободе (ныне село Шогринское Артёмовского городского округа) вышла замуж за священника тоже в девятом поколении Степана Петровича Попова.


012

Анна Степановна Пономарёва-Попова и Степан Петрович Попов в окружении детей и внуков. Фотография из книги Гуляевой М.В. «Материалы к родословной А.С. Попова».

Он служил в посёлке Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск Свердловской области). Анна Степановна вместе с мужем стояла у истоков школьного образования в Турьинских рудниках. В домашней школе для девочек она бескорыстно обучала своих воспитанниц рукоделию. За этот многолетний труд Пермская духовная консистория объявила Анне Степановне архипастырское благоволение. С.П. Попов имел титул потомственного почётного гражданина. У супругов родилось 14 детей, до взрослых лет дожили семеро. Каждый – интересная личность.

Рафаил Степанович Попов, окончив Пермскую духовную семинарию, стал не священником, а известным русским журналистом и статистиком. Он написал «Путеводитель по Санкт-Петербургу», выдержавший несколько изданий, позже служил в Пермском губернском статистическом комитете и с 1895 по 1905 гг. редактировал столь популярные у современных краеведов «Адрес-календари Пермской губернии».

Старшая дочь Поповых Екатерина преподавала математику в домашней школе своего отца. Она вышла замуж за священника Василия Петровича Словцова, позднее митрофорного протоиерея, благочинного Богословского горного округа.

Мария Степановна Попова-Левитская жила в Екатеринбурге. Её муж Георгий Игнатьевич Левитский был священником кафедрального Екатеринбургского собора, членом УОЛЕ. Именно в их доме располагается сейчас Музей радио им. Попова.

Попова-Капустина Августа Степановна оставила свой след в искусстве. Она училась в Академии художеств у Ильи Репина и окончила её с серебряной медалью. Известна своей интенсивной педагогической и просветительской деятельностью. Была замужем за профессором Фёдором Яковлевичем Капустиным, племянником Д.И. Менделеева. Августа Степановна долго жила в Томске, в областном художественном музее которого хранятся её картины. Умерла в 1941 году в Ленинграде, похоронена на Волковском кладбище.

В марте 1859 года у Степана Петровича и Анны Степановны родился сын Александр. Ему суждено было войти в историю науки. Окончив в 1877 году общеобразовательные классы Пермской духовной семинарии, против обыкновения, сын не стал получать духовное образование. Он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Его привлекали проблемы новейшей физики и электротехники. После окончания университета талантливый учёный преподавал физику. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества Александр Степанович Попов впервые продемонстрировал изобретённое им радио. Это открытие стало гордостью не только российской науки. Им гордятся и многочисленные родственники Александра Попова. Некоторые из них живут в Екатеринбурге и очень дорожат своими генеалогическими связями.

Дети легендарного изобретателя радио выбрали разные жизненные пути. Степан был композитором, Александр архитектором, Раиса – врачом, была персональным пенсионером союзного значения. Более всего пропагандировала наследие своего отца младшая дочь, Заслуженный деятель культуры Российской Федерации Екатерина Александровна Попова-Кьяндская. Александр Степанович оставил после себя замечательную память. Статский советник, профессор, ректор Санкт-Петербургского императорского электротехнического института прожил всего 46 лет. Но за годы своей научной деятельности был удостоен именной золотой медали на Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже и награждён тремя орденами: Станислава 2-й степени и Анны 2-й и 3-й степени. В России 6 музеев, посвящённых этому прославленному учёному. Уральцам приятно сознавать, что знаменитый на весь мир изобретатель – наш земляк. У режевлян же – особый повод знать о родословных корнях изобретателя радио – праправнука дьякона Николаевской церкви Глинской слободы Григория Ивановича Пономарёва.


014

Анна Степановна Пономарёва-Попова и Степан Петрович Попов. Фотография из книги Гуляевой М.В. «Материалы к родословной А.С. Попова».

015

Александр Степанович Попов – изобретатель радио.

Такова краткая история рода церковнослужителей Пономарёвых, берущего своё начало в XVII столетии в Невьянском монастыре и вписавшего несколько страниц в историю режевской земли своими жизнями. Очень хочется, чтобы православная история режевской земли не забылась. Отреставрирована и уже третий десяток лет после своего второго рождения принимает прихожан режевская Иоанно-Предтеченская церковь. Радует глаз возрождаемый из руин Христорождественский храм в селе Липовском, хочется надеяться, что вернётся в свой статус Богоявленская церковь в Черемисском. И поможет Бог построить новый (уже четвёртый в истории прихода!) взамен необдуманно варварски уничтоженного самого древнего, самого намоленного режевского храма, Никольского, в селе Глинское. Ведь так не должно быть, чтобы предки построили, а потомки не сохранили.

Медведева Н., Елькин М.
Уральское историко-родословное общество,
Режевское историко-родословное общество.


Елькин Михаил Юрьевич – godro@mail.ru